ГБОУ Школа №1373 Старшая группа «Родничок»

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Книга- верный, книга-первый, книга-лучший друг ребят!» Октябрь-ноябрь 2017г

13 мая [пн]

Паспорт проекта:

1. Проект создавали и принимали участие:

Воспитанники старшей группы «Родничок»;

Библиотечный работник; родители;

Руководитель проекта – Найденышева Л.А.

Вид,тип проекта: среднесрочный, творческо-исследовательский, информационный.

2. Цель проекта: Формировать устойчивый интерес к художественной литературе, познакомить детей с библиотекой, дать понятия библиотека, абонемент, «читальный зал».

3. Краткое содержание проекта: В ходе проекта дети пополняют знания о книге, её истории, древней письменности,  познакомятся с профессией библиотекаря, художника – иллюстратора, также научатся проявлять творчество и фантазию.

4. Место проведения: групповая комната, библиотека.

5. Продолжительность: 1 месяц.

6. Возраст детей: 5 – 6 лет.

7. Форма проведения: групповой, фронтальный.

8. Ожидаемые результаты (продукт проекта): Сформирован устойчивый интерес к художественной литературе, создание  собственных иллюстраций к любимым произведениям.

Проблема: В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Встает вопрос: как привлечь родителей и детей к посещению библиотеки, регулярному чтению?

Как-то раз возник вопрос

Да не в шутку, а всерьёз:

Книг так много издают,

Где же все они живут?

Растерялись мы в начале:

Неужели дома нет?!

Но словарь (конец печали)

Дал на это нам ответ.

Со слов находчивого грека

Есть дом у книг - БИБЛИОТЕКА!

Задачи: 

1. Объяснить правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке.

2. Дать детям представление о технологии производства книги;

3. Познакомить с различными видами книг (учебник, словарь, энциклопедии, журналы и т.д.). Обобщить признаки разных книг и уточнить их название.

4. Развивать интерес к чтению художественной литературы;

5. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.

Этапы работы над проектом «Откуда книга пришла?»

Этапы

Форма работы

Задачи

Время в режиме дня

Место проведения

1 этап

Экскурсия в библиотеку.

Презентация «Рождение книги»

Познакомить детей с историей возникновения книги.

Дать детям представление, о том, как появились книги.

Познакомить с появлением первой книги  на Руси.

Первая половина дня

Библиотека

Беседа «Правила поведения в библиотеке»

Познакомить детей с древними книгами; Формировать интерес и значимость книги.

Первая половина дня

Библиотека

Знакомство с видами книг.

Загадки, пословицы и поговорки о книгах.

Первая половина дня

Библиотека

2 этап

Беседа «Художники – иллюстраторы»

Дать детям знания о художниках-иллюстраторах.  Подвести детей к пониманию того, для чего иллюстрируют книги.

Вторая половина дня

Группа

Создание  собственных иллюстраций к любимым произведениям

Развивать творческое мышление у детей. Развивать познавательную  деятельность. Развивать воображение и фантазию.

Вторая половина дня

Группа

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ 

«История возникновения книги»

Цель : познакомить детей с историей возникновения книги, воспитывать бережное отношение к книге.

Беседа:

- Сегодня мы отправимся в короткое путешествие в историю возникновения книги. Книги пришли к нам из далекой древности и живут уже несколько тысяч лет. Но они не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. - Откуда же берёт начало книга? Давайте с вами мысленно перенесёмся во времена, когда человек уже умел говорить, но не умел писать. Как же люди передавали информацию?

У перуанских индейцев было узелковое письмо — кипу.  Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины.

  Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки. На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, пришло письмо в картинках. Рисунки передавали сведения не только о предметах, но и о действиях, о понятиях. Позже на каменных плитах стали появляться надписи – иероглифы. Это наиболее древние изобразительно – образные знаки египетского письма. Позже буквы оттискивали на мягкой глине деревянными трёхгранными заострёнными палочками- клинышками, это письмо – называлось клинопись. Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки.

А Египетском царстве книги делали из папируса – речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка. После чтения свиток сворачивали в трубку и прятали в особый футляр. Это было очень удобно. Книгу-свиток создавали специальные писцы. Папирусные свитки в длину достигали до 40 метров. Но папирус был непрочным материалом. Он не переносил влагу, она разрушала его. Большинство известных свитков дошло до нас в виде отрывков. Сейчас они хранятся в музеях и крупных библиотеках мира. Но глиняные плитки и папирусные свитки мало походили на книги, которые мы привыкли держать в руках. Такой, какой мы ее знаем, книга стала после того, как в Древней Греции, в городе Пергаме, научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали пополам, и получались 4 страницы. Из несколько таких листов получалась тетрадь. Потом складывали кожу и в четыре, и в восемь и в шестнадцать раз. Так получались книги. Писали на пергаменте птичьим пером, заостренным и расщепленным. Пергамент – материал очень дорогой. Для изготовления одной книги нужно было целое стадо животных. Поэтому для письма использовали и более дешевые материалы, чаще растительного происхождения. В Китае применяли бамбук и шелк, в Индии – пальмовые листья, а в Древней Руси использовали бересту. Береста – это кора березы. На ней писал простой люд. Государственные грамоты и указы писали на пергаменте, который складывался в трубочки. Книги в Древней Руси складывали в короба, так они лучше сохранялись. В старину люди очень ценили книги, так как создавались они очень медленно. На написание одной книги уходило несколько лет. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Такими книгами могли иметь только богатые люди. Нередко владельцы приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Писали и переписывали книги в основном при монастырях.

Печатные книги возникли не сразу, Писец переписывал каждую фразу, Глаза уставали, дрожала рука И так продолжалось века и века. Впервые бумагу изготовили в Китаеиз шелка. В настоящее время книги изготавливают из более дешевого материала.

- Из какого? (ответы детей)

- Верно, из древесины. Вернее из вещества, которое содержится в древесине - целлюлозы. Бумага сделала книгу массовой.

И вот, наконец, наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок,

И стала доступною книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.

Во все времена, во всех странах мира люди ценили и берегли книги как самые драгоценные сокровища. Сколько труда было затрачено на их изготовление. Мы должны беречь и ценить их также как наши предки. Дорогие ребята, мы совершили короткое путешествие в историю возникновения книги.

Беседа с детьми

«Правила поведения в библиотеке»

Перед тем как зайти в помещение, ребенок должен отключить мобильный телефон и другие устройства, воспроизводящие звуки. Верхнюю одежду следует оставить в гардеробе. Зайдя в библиотеку, первым делом нужно поздороваться. Не следует кричать и махать руками. Нужно помнить о вежливости. Если ребенок не знает, как выбрать книгу или к кому обратиться, следует подойти к информационному табло, где расписаны правила поведения в библиотеке: памятка для учеников даст ответ на нужный вопрос.

Бегать вокруг стеллажей с книгами нельзя. Нужно ходить спокойно, не задевая других читателей. Если книжка находится высоко, следует попросить кого-нибудь из взрослых достать ее, а затем поблагодарить человека. Нельзя разбрасывать книги. Они требуют аккуратного и бережного обращения. Увидев знакомого, не надо спешить к нему. Если очень хочется поболтать, следует дождаться, когда приятель выйдет из библиотеки. Разговаривать в помещении, даже шепотом, запрещается. Как найти нужную книгу В библиотеке литература располагается на стеллажах в алфавитном порядке. Чтобы искать книгу было удобнее, полки с книгами разделены на тематики и подписаны, например: художественная литература, проза, поэзия, история, астрономия и т. д. Обходить стеллажи в поисках нужной книги нужно аккуратно, соблюдая правила поведения в школьной библиотеке.

Если не удается отыскать книжку, стоит подойти к библиотекарю и тихо, но внятно объяснить свою проблему. Получив на руки экземпляр, следует положить его в чистый пакет или сумку. Если нет уверенности, что книгу захочется читать, можно пройти с ней в читальный зал и ознакомиться с содержанием. При желании взять книжку на дом следует сообщить об этом библиотекарю и четко назвать свою фамилию, а также класс. Дождавшись заполнения формуляра, внимательно послушать, когда книгу нужно сдать, и уточнить возможность продления. Как обращаться с книгами Родители и учителя должны объяснить детям правила поведения в библиотеке и привить бережное отношение к книгам. Ребенку следует знать, что книга – это источник знаний, поэтому обращаться с ней нужно аккуратно. Литературой, находящейся в библиотеке, пользуется множество людей, поэтому ее следует сохранить в надлежащем виде для других посетителей.

Книгу следует беречь от влаги. Если листочки намокнут, они покоробятся и выпрямить их будет уже невозможно. В дождливую погоду и зимой книгу нужно обязательно убирать в пакет. Чтобы книга не испачкалась, следует обернуть ее в обложку. Нельзя мять и загибать страницы. Следует пользоваться закладкой. Бросать или класть книгу переплетом вверх запрещено. От такого обращения она может рассыпаться на отдельные листы. Во время чтения не следует есть или пить, чтобы не испачкать книжку. Нельзя делать пометки и разрисовывать листы. Следующему читателю это вряд ли понравится, да и книга будет испорчена. Возврат книги В библиотеке книги выдаются домой на определенный срок. Это нужно помнить и сдавать литературу вовремя. Перед тем как отнести ее библиотекарю, нужно пролистать книгу и убедиться, что она находится в надлежащем состоянии.

Не нужно оставлять прочитанное издание на стеллаже или бросать на стол. Библиотекарь должен сам принять книгу и сделать пометку. Культура поведения в библиотеке при сдаче книги должна соблюдаться в полной мере. Нельзя прерывать библиотекаря, если он общается с другим читателем или занят поиском литературы. Следует терпеливо подождать своей очереди и быть вежливым со всеми людьми, которые находятся рядом. Если книгу необходимо продлить, нужно попросить об этом библиотекаря. Не стоит бояться, ругать в этом случае никто не будет. Главное, чтобы книга не считалась просроченной. Каждый посетитель библиотеки обязан соблюдать следующие правила: Соблюдать тишину. Бережно относиться к печатным изданиям (не рвать, не мять и не делать пометок). Возвращать литературу в установленные сроки. Не выносить книги из библиотеки без отметки в читательском формуляре. Внимательно просматривать экземпляр на наличие дефектов перед тем, как унести домой. В случае обнаружения следов порчи сообщить библиотекарю. Не переставлять книги с одного места на другое. Если экземпляр утерян, нужно приобрести равноценное издание и сдать в библиотеку, объяснив ситуацию.

Беседа с детьми  «Появление первой книги  на Руси»

Цели и задачиДать детям представление о том, какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы знаем её теперь; -Познакомить детей с историей книги, дав представление о древних способах передачи информации и различных материалах, используемых для этого (глина, папирус, пергамент, береста, бумага); экспериментальным путём убедиться в трудности использования этих средств; -Познакомить детей с историей создания первой печатной книги на Руси и первопечатником Иваном Фёдоровым; -Формировать устойчивый интерес к российской истории, воспитывать чувство гордости за наших предков, любовь к России

Ход:Воспитатель демонстрирует детям Азбуку: Ребята, посмотрите, какая удивительная книга у меня в руках. «Почему удивительная? – подумаете вы. Но ведь это не просто книга, это Азбука. Она научит вас читать и откроет для вас огромный мир. Интересно, всегда ли книга была такой? Может быть когда-то она выглядела иначе? (Ответы детей). Может быть были времена, когда книг не было? На чём и чем писали люди в древности? Как же нам об этом узнать? Нам нужно отправиться в прошлое! Воспитатель Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). А кто из вас знает, что означает слово «путешествовать»? Произнесите это слово. Из каких двух частей оно состоит? («Путь»- дорога, «шествие» - ходьба, перемещение). Ребята, а на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Но ведь наше путешествие необыкновенное. Назад, в прошлое, не летят самолёты, не идут поезда, не едут автомобили…Как же нам попасть туда? Сначала нужно отгадать загадку: «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает.»

Дети: Книга!

Воспитатель: Попасть в далёкое прошлое поможет вот эта волшебная книга. Но откроется она как только вы произнесёте волшебные слова: Аз, буки, веди, ерь.

Открывайся знаний дверь. Нам страницы покажи, Все секреты расскажи.

Воспитатель: Ребята, мы готовы отправиться в необыкновенное путешествие? (Да)Тогда… (Воспитатель берёт в руки книгу. Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова. Открываем книгу Мы в Древней Руси.

Вы знаете, что наша страна – Россия раньше называлась Русь. Как вы думаете, что использовали наши предки для письма? Посмотрите, что это за материал? Вы его узнаёте, как он называется? (БерЁста). Что такое береста, откуда её берут? (Это березовая кора). Вы совершенно правы. В древности на Руси для письма использовали бересту – белую берёзовую кору. На ней острой палочкой – писалом писали, а точнее выцарапывали буквы. (Воспитатель показывает детям изображения берестяных грамот). При раскопках (в земле) нашли очень много таких берестяных грамот.

А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей). Да, писались книги долго, стоили дорого, да и грамоте были обучены не многие. Люди бережно относились к книгам и перечитывали от доски до доски. Что за странное выражение: от доски до доски? Какие доски могут быть в книге? (Ответы детей). Да, раньше перелёт книг был из досок. (Воспитатель показывает картонный переплёт книги). На месте бумажного переплёта на современных книгах, в древней русской книге были доски. Доски обтягивались кожей, украшались драгоценными каменьями, книга становилась необыкновенно красивой. Но, как вы думаете, многие ли люди могли себе позволить такую дорогую книгу? (Ответы детей) Конечно же, такую книгу могли читать только богатые, знатные люди. А писали эти книги те, кто служил в церкви, потому что сначала писали церковные книги.

А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня. Фамилия его была Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Когда Ваня вырос, он узнал, что в других странах есть машины, которые печатают книги. Захотелось ему сделать такую печатную машину в России, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Посмотрите: буквы очень маленькие. (Дети подходят и рассматривают литеры из штампа). Заглавные буквы были красиво украшены. (Воспитатель показывает изображения буквиц, украшенных узорами). Процесс вырезания букв был длительный, кропотливый. Кроме того, это была первая печатная книга в России поэтому её делали целый год. Так в Москве появилась первая типография – место, где печатают книги. Сейчас на этом месте стоит памятник первопечатнику Ивану Фёдорову (Воспитатель показывает фотографию памятника и рисунок с изображением печатного станка и предлагает детям сесть). А ещё, ребята, Иван Федоров напечатал и первую в России детскую книгу. Давайте подумаем, что это могла быть за книга? (Ответы детей). Попробуем порассуждать: Иван Фёдоров очень хотел, чтобы все люди знали грамоту и умели читать. Для того, чтобы научиться читать, что нужно знать? (Буквы) Конечно, буквы, поэтому первая книга для детей называлась…. Букварь. А как ещё можно назвать книгу, по которой учат читать? Азбука. Кто знает, почему она так называется – Азбука? (Ответы детей) (Воспитатель показывает первые буквы славянского алфавита). Как они назывались? Аз, буки. Произнесите названия букв вместе, получается «Азбуки» или «Азбука».

Воспитатель показывает детям копию первого Букваря Ивана Фёдорова. Ну что ж, потрудились мы на славу. Наше путешествие подходит к концу. Удивительно, как много нового мы узнали за это путешествие! А узнали мы… (воспитатель помогает детям вспомнить основные этапы, показывая на экспонаты и изображения в тематических уголках, делая подсказки… что в древности на Руси писали на бересте. Узнали, что первый печатный станок в России сделал Иван Фёдоров. Первая детская книга, которую напечатал Иван Фёдоров, называлась Букварь. Расскажите дома обо всём, что узнали сегодня.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.