ГБОУ Школа №1373 Старшая группа «Родничок»
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема занятия: Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»
13 мая [пн]
Подготовила: Найденышева Л.А.
Задачи: 1. Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя. 2. Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи. 3. Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям. Словарная работа: закрепить в словаре детей правильное употребление слов «багажник», «рама»; продолжать формировать умение подбирать синонимы к заданному слову, делать сравнения; ввести в активный словарь слова: отзывчивый, надёжный, щедрый. Методы и приемы: Словесные: вопросы, уточнения, беседа, чтение стихов. Игровые методы: физминутка - «Встаньте дети», Д.И. «Найди друга». Оборудование: сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; картинка велосипед, половинки разноцветных кругов по количеству детей. Предварительная работа: чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья», рассматривание сюжетных картин, сочинение рассказов о друзьях. Беседы на тему «Какие бывают велосипеды?», «Можно ли на улице разговаривать с незнакомым человеком?» Чтение пословиц о дружбе. Ход занятия: Воспитатель: здравствуйте дети, сегодня мы с вами на занятии будем говорить о дружбе и я приглашаю вас в страну, которая называется "Дружба". - Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди друга», для этого вам нужно найти половинки разноцветных кружков на полу, каждый из вас с помощью своей половинки найдет другую половинку, т.е. своего друга. Проводится игра «Найди друга» Дети ищут своего друга с помощью половинки круга. Воспитатель - молодцы ребята, вы быстро справились с заданием, все нашли своих друзей, а теперь рассаживайтесь на стульчики. -ребята, ответьте на мой вопрос: "Вы умеете дружить? У вас есть друзья в группе? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге. (Рассказы детей.) Воспитатель - Какие вы умнички, я вижу, что вы действительно умеете дружить и с добротой и уважением рассказываете о своих друзьях. - Ребята, кто хочет прочитать стихи о друге? (Дети читают стихи о дружбе.) - Друг нам в жизни очень нужен, С другом жить нам веселей, Рядом с ним в любую стужу Нам становится теплей. - Дружбой искренней и честной Нужно всем нам дорожить, Потому что, как известно, Без друзей нам не прожить. - Если плачет кто - то рядом, Если слезы льются градом, Подойдите вы к нему, И спросите «почему?» Это, дети, сделать надо, Плохо плакать одному! Воспитатель - Спасибо, ребята, вам за такие добрые стихи. - Ребята, сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно? Сейчас я его прочитаю. Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Паша. Паша – настоящий друг, очень добрый, отзывчивый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Паша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…» - Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ. - Подходите к картине для того чтобы внимательней ее рассмотреть. Воспитатель задает вопросы по картине: 1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было? Дети. - Это было летом, потому, что дети одеты по летнему. 2. Где находятся ребята? Дети. - Ребята находятся во дворе. 3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда? Дети. - Он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь. 4.Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу? Дети. - Она наверное бежала и споткнулась, упала на асфальт. 5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете? Дети. - Оля заплакала от боли, у нее из ранки потекла кровь. 6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице? Дети. - Главное, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану надо обработать йодом, зеленкой. 7. Что может случится, если вовремя не обработать рану? Дети. - Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека. 8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Паша Оле? Дети. - Паша предложил Оле свою помощь: отвести ее домой). 9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку? Дети. - на багажник, на раму. 10. Как поступил Паша? Дети. - Хорошо, правильно, замечательно. 11. Как можно назвать такого мальчика? Дети. - Паша - настоящий друг. Воспитатель: - Правильно ребята, Паша - настоящий друг, он не проехал мимо плачущей девочки, а предложил ей свою помощь, отвезти Олю домой. - Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом? Дети. - Того, кто приходит другому человеку на помощь - не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне. Воспитатель: - Правильно, настоящий друг познается в беде и всегда готов прийти на помощь. - Ребята, а настоящий друг, каким должен быть? Дети. - Добрым, верным, терпеливым, честным, надежным, отзывчивым. Воспитатель: - Ребята, давайте с вами немного отдохнем, встаем в круг. Физминутка Встаньте дети, встаньте в круг Я твой друг и ты мой друг. (руки вытянуть в перед) Влево вправо повернитесь, И друг другу улыбнитесь. (повороты влево, вправо) Руки к солнцу протянули, Лучики поймали и к груди прижали. (руки поднять вверх) С этим лучиком в груди (руки прижать к груди) Ты на мир ясней гляди. - А теперь рассаживайтесь на свои места, но не забывайте быть вежливыми в отношении друг друга, мальчики пропускают девочек. Воспитатель: - Послушайте рассказ, который я составила по этой картине, а потом вы расскажите об этих ребятах, что с ними произошло. Образец рассказа: Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» — Оля. Оля, убегая от «кошки» — Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Паша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Паша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья! Воспитатель: - Ребята, когда вы начнете составлять свои рассказы, то не забывайте дать название рассказу; - Расскажите о том, когда это произошло? Где? Как девочка могла поранить ногу? Дети, нарисованные на картине, знакомы или видят впервые друг друга? - Где живут мальчик и девочка: в одном дворе, на соседних улицах или в разных концах города? - От чего девочка заплакала: от боли, от страха или от обиды? - Что сказал мальчик, увидев плачущую девочку? - Что ответила ему девочка? - Куда мальчик предложил довести девочку? почему? - Стоит ли ей соглашаться? Почему? - Будет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? Почему? (Дети составляют свои рассказы по опорным словам (девочка – споткнуться - упасть; девочка - поранить - нога; ранка - течь - кровь; мальчик - подъехать - велосипед; мальчик – предложить – подвезти - девочка; девочка – сесть - багажник; девочка - благодарить - мальчик; мама - мазать – ранка - зеленка.) (Рассказы детей.) Воспитатель должен спросить первым более сильного ребенка. Выслушать 3-4 детей. Итог занятия. Воспитатель: - Ребята, вы сегодня составили хорошие рассказы и все они о настоящих друзьях. Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вместе их вспомним и назовем. - Настоящий друг познается в беде. - Один за всех и все за одного. - Нет друга - так ищи, а нашел - береги. - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. - Друзья - не разлей вода. - В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай. Воспитатель: - Молодцы, ребята, я вижу, что вы действительно умеете дружить, как замечательно, что есть такая страна «Дружба». Вот и закончилось наше путешествие по стране под названием «Дружба». Мы с вами много говорили о дружбе, а я вам хочу показать небольшое кино про вас - дружных детей. (Показ презентации «Дружные дети».) Воспитатель: - Про кого мы сегодня рассказывали? Дети: - Мы рассказывали про двух ребят Олю и Пашу Воспитатель: - Как поступают настоящие друзья? Дети: - Настоящий друг всегда придет на помощь. - Друга не оставит в беде. Воспитатель: - Молодцы, всем спасибо за работу. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.