ГБОУ Школа №1373 Старшая группа «Родничок»

Физкультурно-оздоровительный проект для детей старшего дошкольного возраста «Наш веселый звонкий мяч, мы идем тебя искать!» Старшая группа. 2014 г

Проблема: Поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм  с ним.

Обоснование проблемы:

1 Незнание родителей и детей  истории мяча, его видов.

2.Не использование  родителями  в играх с детьми мяча.

3.Редкое применение детьми мяча в самостоятельной деятельности.

Цель:Информировать родителей и детей об истории мяча, его разновидностях, многообразии игр с ним.

Задачи:

1.Дать сведения родителям и детям об истории мяча разных народов и его видах.

2.Заинтересовать родителей в использовании мяча в играх с детьми.

3.Познакомить детей с народными подвижными играми с мячом, привлечь к употреблению в самостоятельной деятельности.

Выполнение проекта:

В начале и в конце проекта воспитателями был проведён опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в мяч?» и исследовательское наблюдение детей «Использование детьми мяча в самостоятельной деятельности».

Решение поставленных задач с родителями и детьми:

Проблема была решена на Неделе здоровья с последующим содержанием:

· Организация двух  вечерних  досугов «Необычный мяч!» с проведением подвижных игр с народными русскими и иностранными мячами.

Консультация для родителей  «История мяча разных народов, разновидностях и многообразии игр с ними». Проведение спортивного развлечения «Если хочешь бы здоров, то мячом «волшебным» занимайся!» Индивидуальные консультации «Школа мяча».

Наглядная информация для родителей

Папка «Мой весёлый звонкий мяч…» (содержит историю мяча,  данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, беседа с родителями «Значение мяча во всестороннем развитии ребенка», картотеку  русских народных игр  с мячом, упражнения с мячом и т. Д. )

· Папка «Играем дома» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. Д. )

· Папка «Физкультура – это здорово» (содержит подвижные игры для всей семьи, подвижные игры разных народов,  игры для всей семьи и т. Д.) играх

· Пополнение картотек « Игры на улице», «Школа мяча»  русскими народными  и иностранными подвижными играми. (Приложение 4)

Работа с родителями:

· Изготовление для  реализации проекта и пополнения спортивного центра новыми нетрадиционными, историческими мячами:  старорусский мяч - попинушка, древне - русский мяч, китайский мяч, мячи – мякиши и т. Д.

  Работа с детьми:

· Проведение занятия по физкультуре «Физкульт-УРА» с использованием мяча в ОВД и подвижных играх.

· Беседа и раскрашивание иллюстраций по теме  «Мячи разных видов спорта».

Результат проекта:

· Участие в проекте и Неделе здоровья 83% семей группы.

· Оформление родителями с детьми фоторассказов

«Как я играю с мячом дома!».

· Родители и дети познакомились с  историей мяча разных народов и его видах.

· Возросшее желание родителей в дальнейшем обогатить спортивный центр традиционными мячами разных народов.

· Увлечённое  использование мячей детьми в группе в самостоятельной деятельности и отличные  спортивные показатели работы с мячом.

Беседа с детьми

«Мячи разных видов спорта»

Цель: Поддерживать интерес детей к различным видам спорта. Учить элементам спортивных игр. Обеспечить возможность упражняться в действиях с мячом (держать, класть, переносить, бросать, катать мяч).

Оборудование и материал: Мячи для разных видов спорта (баскетбольный, футбольный, теннисный, для пинг-понга, массажные: большой и маленький), ворота (дуга), корзинки, картинки, стихи, загадки, музыкальное сопровождение, игрушка «колобок».

Ход беседы:

Дети входят в зал под музыку «Песенка о колобке» (и садяться на стульчики.

Воспитатель: Ребята , посмотрите к нам в гости пришел колобок и хочет вам рассказать интересную историю.

Колобок: Здравствуйте ребята, я хочу загадать вам загадки:

1.  Кто без рук и без ног

Самый лучший прыгунок?

Он и прыгает и скачет,

Ушибется- не заплачет.

(Мяч)

2. Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

А ударят- нипочем

Не угнаться за …

(Мячем)

Колобок: Молодцы, отгадали!А кто знает, какой я формы? Наверное я квадратный?

Дети: Нет, ты круглый!

Колобок:А на что я похож?

Дети: На арбуз, апельсин и т.д.

Колобок: А давайте поиграем в игру «Мой веселый звонкий мяч»?

Воспитатель показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, декламируя при этом стихотворение:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда несешься вскач?

Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой!

Дети прыгают как мячики. Воспитатель закончив стихотворение, говорит «Сейчас догоню», дети разбегаются в разные стороны, а воспитатель пытается их догнать.

Колобок: Ребята, а я похож на мячик?

Дети:  Да!!!

Колобок: А какие мячи бывают?

Дети: Большие и маленькие.

Колобок: Правильно, ребята! Есть большая семья мячей, в ней разные мячики-братики и сейчас я вам расскажу про этих братиков.(Показываются картинки разных мячей и виды спорта с этими мячами)

(Показ)Это мячик, которым играют в футбол. Это такая игра, где в мяч играют только ногами и в руки его может брать только вратарь.Поэтому она так и называется. Слово «футбол» произошло от двух слов: «фут»-нога, а «бол»-мяч.

(Показ) А это баскетбольный мяч, его кидают только руками. Мячом нужно попасть в сетку, которая висит на щите, очень высоко, поэтому спортсмены, играющие в баскетбол о-о-очень высокие.

(Показ)Этот мяч больше всего похож на апельсин, только бока у него «в пупырышках», что бы руки игроков не соскользнули и мячик не убежал...

(Показ) А это теннисный мячик, он желтого цвета и по сравнению с футбольным и баскетбольным он очень маленький. В него играют с помощью ракетки. Играют в теннис два игрока, они отбивают мяч ракеткой, чтобы тот перелетел через сетку на поле противника.Этот вид спорта называют еще большим теннисом.

(Показ) Этот мячик очень хорошо прыгает, его поверхность пушистая потому что его сильно ударяют ракеткой и материал не дает порваться самому мячику, который сделан из резины.

А есть еще такой вид спорта, как настольный теннис. Играют в него  ракетками,так же как и в большой теннис, а мячик совсем маленький, и сделан он из пластмассы, а не из резины, как все остальные мячи.

        (Показ)А теперь я вам покажу два мяча, с которыми не играют. С помощью этих мячей делают массаж. Это большой мяч, на нем можно прыгать, лежать на нем.

(Показ) А это — маленький мячик-ежик. Видете на нем пупырышки-иголочки, только не острые. При помощи этого мячика можно делать массаж ручек, ножек и даже спины. Это мой самый любимый мячик. 

 Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ про мячики!

Дети: Да!!!

Колобок: Хотите сами посмотреть на мячи? Вот они, лежат в корзине, возьмите эти мячики и посмотрите сами какие они...

 (Дети берут из корзины мячи и осматривают их)

Колобок: А теперь давайте поиграем в игру «Попади в ворота»

Дети сидят друг  против друга, между ними стоят воротики (дуга). Мяч катить двумя руками из положения сидя на полу, ноги раздвинуты как можно шире.

Воспитатель: Вы, ребята молодцы! Настоящие спортсмены!
- А про какие мячи вы сегодня узнали?

-А какой мячик больше всех похож на апельсин?

-Какой мячи к самый-самый маленький?

Вы все большие молодцы!!!

Дети уходят из зала под музыку «Футбольная песенка».

Консультация для родителей

«История мяча разных народов, разновидностях

и многообразии игр с ними»

  Мяч – самая древняя и любимая игрушка всех народов, времен и стран. Еще в древнем Египте, Риме и Греции мяч не только любили, но и чтили.

К примеру, в Древней Греции мяч из-за своей округлой формы считался самым совершенным и даже божественным предметом, так как напоминал своей формой солнце, а значит и обладал некой волшебной силой небесного светила. Шили древние греки мячи из кожи, и затем набивали упругим подручным материалом – перьями, травой или мхом. Чуть позже был придуман метод надувания мяча воздухом. Такой мяч первоначально назывался  «фоллис». Маленькие фоллисы использовались для ручных игр, а большими мячами играли в игры, подобные футболу. Античные забавы с мячом не были простыми играми, им придавалось и большое религиозное значение. К примеру, древние египтяне играли в очень необычный футбол. Каждая из команд играла за определенного бога, и победа одерживалась не в честь самой команды, а во славу выбранного ими жителя небес. Мячи изготавливали из дерева, и загоняли его в ворота соперника при помощи изогнутых палок. Изготавливали в Египте мячи из других подручных материалов – из кожи животных и коры деревьев. Самым оригинальный мяч был изготовлен их песчаника, и его надо было перебрасывать друг другу с особой осторожностью, чтобы не рассыпать в песок.

Римляне играли кожаными мячами, наполненными зернами плодов инжира. Также были мячи из стекла для одиночных игр.

  Индейцы Северной Америки мяч считали не игрушкой, а священным символом олицетворяющим Землю, Солнце  Луну. 

Эскимосы использовали игру в мяч  в качестве религиозного обрядового действия, проводимого во время празднества в честь мифологической победы над зловредным существом Седна.

Первый резиновый (каучуковый) мяч «прискакал» в Европу из открытой Христофором Колумбом Центральной Америки. Местные индейцы делали свои мячи из смолы «каучу», которую они добывали из разрезанной коры некоторых деревьев. Матросы Колумба увидели это необычное изобретение и привезли в Испанию, откуда резиновый колобок и раскатился по всему миру.

До наших дней дошли мячи, изготавливаемые в некоторых странах «по старинному рецепту». К примеру, в Японии до сих пор дети играют в свою любимую маленькую игрушку – пестрый мячик «тэмари». Когда-то и в Японии мяч символизировал собою солнце, поэтому дети начинают свои забавы с мячиком «тэмари» сразу по наступлению весны. Этот мячик вытачивают сначала из дерева, а потом оплетают разноцветными нитками в виде красивых узоров.

В России мячи были разные. К примеру, под Новгородом при раскопках были найдены кожаные мячи разных размеров, относящиеся к XIII веку. Крестьянские дети того времени играли более простыми мячами из подручных материалов – их катали из бересты или из туго свернутого тряпья.

Беседа с родителями

«Значение мяча во всестороннем развитии ребенка» 

Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую
связано с развитием интеллекта.
Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила!
 С.А.Шмаков

Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.
Дети очень любят играть с мячами, особенно с яркими, прыгучими и ловкими. Однако, многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.
Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плачевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.
А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.
Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!
Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах…) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.
Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать.  Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.
Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться  и играть с мячом.
К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.

Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:

Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.

Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.
Посмотрите, как легко мячик наш катается.

Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.

Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.
Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.

Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё.

Мяч покатим мы к стене – посмотри-ка сам.
Оттолкнувшись, мяч спешит возвратится к вам.

Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.

Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах.
Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.

Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).

Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый.
Постараться должен мяч – этот друг веселый.

Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.

Мяч влетает высоко, осторожно брось его.
Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.

Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.

Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята.
Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.

Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.

Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел.
Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.

Метание малого мяча в вертикальную мишень.

На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень.
Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.

Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина)

Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами.
Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.

Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке. Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!

Игры с мячом – это любимое  занятие детей.
Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.

          Спортивное развлечение

     «Если хочешь быть здоров, то мячом   «волшебным» занимайся!»

для детей средней группы

Задачи:

- укреплять мышцы плечевого пояса, живота;

- совершенствовать двигательные навыки, умение выполнять разные варианты упражнений  с предметами и на них;

- обогащать двигательный опыт;

- развивать ловкость, быстроту, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве;

- активизировать творческие способности.

Оборудование:  

Цветные кольца, флажки по количеству детей, пять больших обручей, мячи, маска собаки.

Дети заходят в зал, строятся в шеренгу.

И.Ф.: Посмотрите в магазине

Спортивные игрушки лежат на витрине:

Звонкие погремушки,

Флажки и игрушки,

Цветные обручи, палки, мячи –

С ними ты играть начни.

Кто будет сегодня игрушки продавать?

(Трое детей раздают детям цветные кольца).

И.Ф.: Мы будем сегодня игрушки продавать,

Подходите, дети, обруч получать.

Были мы покупатели простые,

Стали мы автомобили цветные.

Вот бегут машины, шуршат своими шинами,

Желтые и красные, все такие разные.

(Проводится игра «Цветные автомобили» - 3раза )

Раз, два, три, раз, два, три-

Голова как кружится.

Были кольца – рули,

Ну а стали лужицы.

Игровое упражнение «Лужа»

Я иду, я иду, поднимаю ножки,

У меня на ногах новые сапожки.

(Маршируют вокруг колец)

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа – то какая,

Ай-ай-ай, ай-ай-ай,

Лужа-то большая.

(руки к щекам, качают головой)

Высоко, высоко,

Высоко подпрыгну,

Да-да-да, да-да-да,

Лужу перепрыгну!

(Машут руками вперед и назад – готовятся к прыжку.)

Гоп!

(Прыжки из кольца в кольцо – 3 раза)

Раз, два, три –

Кольца на место убери.

Внимание! В нашем магазине

Начинается игра – вам понравится она.

Игровое упражнение «Котята с клубочками».

Дети берут мячи и ползают на низких четвереньках, прокатывая мяч впереди себя.

Появилась в магазине очень ловкая змея,

Научила нас делать, массаж живота.

Упражнение «Змея»

Я змея, змея, змея.

Я ползу, ползу, ползу-

В норку быстро уползу

(Дети ложатся на мяч животом, под речитатив, активно помогая руками, прокатываются вперед, оттолкнувшись руками, откатываются назад, приподнимая прямые ноги от пола)

На ноги мы встали, мячик в руки взяли.

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч» - 3 раза

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Все мячи вы унесите

И скорей в кружок идите.

Игра малой подвижности «Шмель»

Дети сидят на коленях в плотном кругу, руками отталкивают мяч от себя (мяч должен катится, а не прыгать).

Праздник наш кончается,

Мы с вами прощаемся,

Поиграли вы сейчас,

Вам понравилось у нас?

Рекомендации родителям по выбору мячей для детей

— Мяч должен быть удобен и не вызывать у ребёнка слез от ощущения собственной неловкости!

— Прыгучесть. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные. Мяч «не прыгучий» может быть «мячом катучим».

Например, стеклянные шарики именно своей «не прыгучестью» и хороши! Для домашних игр из прыгучих мячей подойдут лишь хорошо набитые, шерстяные. На улице качество прыгучести становится особенно важным – «не прыгучий» мяч кажется неживым.

— Тяжесть/легкость. Для ребенка, только начавшего ходить, тяжелый футбольный мяч из-за своего веса и большого размера просто не может быть игрушкой. А вот старшим дошкольникам проявлять свою ловкость с самыми разными мячами доставляет истинное удовольствие. Для малыша очень важно научиться соразмерять силу удара с тяжестью мяча. Это дает хороший опыт управления собой и предвидения результата уже в самом раннем возрасте. Понаблюдайте, как по-разному ваш ребёнок управляется с большим резиновым мячом и легким надувным.

— Цвет. Несмотря на то, что дети обращают внимание на яркие цвета, не стоит пичкать малышей едкими, броскими анилиновыми красками. Цветовосприятие глаза лучше развивается на сочных, открытых цветах радуги, их вариантах и оттенках в пастельной гамме.

— Качество поверхности. Очень важно для тактильного восприятия. Чем больше будет натуральных материалов, тем богаче станет опыт ребенка в действиях с ними, комплексном восприятии их свойств и пр. Рельефная вязаная поверхность, хлопковые ткани или сукно, стекло (если оно не бьется), резина, дерево, кость, плетение из бересты, лозы и т.д.

— Окраска. Обратите внимание, не линяет ли мяч! Не облезает ли, не отколупывается ли с него краска? Это может быть опасно для ребенка.

Минимальный набор мячей

Необходимы: 1 небольшой резиновый мяч, 1–2 мягких мяча для игры дома и 1 прыгучий мяч для улицы.

Дома лучше использовать для игры мягкие мячи – тряпичные, вязаные, валяные, клубки ниток с закрепленным кончиком, воздушные шары, шарики для настольного тенниса и пр. и большие гимнастические мячи. Бесспорным достоинством «мягких» мячей является их безопасность при игре в помещении. Ни обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не пострадают. Для хранения «комнатных мячей» подойдет большая корзина в детском уголке.

Уличные мячи должны храниться отдельно у входной двери в такой же корзине, коробке или контейнере (резиновые мячи разного размера, футбольные, баскетбольные и др. спортивные мячи).

1. Подготовьте один или два больших мяча диаметром 15–20 см, маленькие мячи диаметром 5–8 см (от большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумажные шары (из скомканной бумаги), большой надувной мяч-шар.

2. Покажите ребенку, как вы играете в мяч: катаете, бросаете, ловите, отбиваете от пола и т.п. Попробуйте научить этому и вашего ребёнка.

3. Не принуждайте малыша к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте его за рассеянность, невнимание, неумение и т.п. Не превращайте обучение в скучную повинность. Играйте с малышом, когда он будет находиться в хорошем настроении.

4. Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что найдете под рукой: гладильную доску, стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т.п.

5. Постепенно вовлекайте его во все новые виды игры, систематически повторяя их. Учите прокатывать мяч вдаль в заданном направлении, бросать мяч об пол и вверх, правильному замаху при метании малого мяча вдаль.

6. Не забывайте о возрасте вашего ребенка, его физических возможностях! Прекрасно, если вы ободрите своего малютку похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый; что он уже сам может показать другим. Пусть ребенок демонстрирует свои умения перед всеми членами семьи или его же сверстниками: это постепенно развивает у ребенка уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

7. Рифмовки (стихотворный текст) при выполнении движений с мячом, помогают сделать занятие более понятным, а главное, задают ритм выполнения игрового задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373»

Образовательное дошкольное отделение №4

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с родителями

 

«Значение мяча

во всестороннем развитии ребенка»

 

 

 

 

Подготовила:

Воспитатель

Найденышева Л.А.


22 февраля 2017 в 14:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.