ГБОУ Школа №1373 Старшая группа «Родничок»

Семинар – практикум для воспитателей «Дидактические игры в развитии речи детей». 2014г

Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме«Дидактические игры для детей дошкольного возраста».

План проведения:

1. Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Условия успешного речевого развития.

3. Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть) .

1. Актуальностью проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает.

Р. Эмерсон

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Высоким уровнемречевого развития удетей подготовительной к школе группы считается, если дети:

- владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

- знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умеют читать.

2. Условия успешного речевого развития.

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей:

- учить детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Воспитатель даёт детям образцы правильной литературной речи:

-речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

-в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3.Воспитательсовместно с учителем – логопедом обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ;

-наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4.Обеспечить детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

- обеспечить детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

-помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

-обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ;

-знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

-учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

-учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6.Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

-поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

-организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-стимулируют детей комментировать свою речь;

-упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощрять детское словотворчество.

3. Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть) .

Игра обязательно должна присутствовать в детскомколлективе.

Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом…

Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.

А. С. Макаренко

Мы видим, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Основные виды дидактических игр:

-игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.) ;

-настольно-печатные игры;

-словесные игры.

Структура дидактической игры:

1. Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями) .

2. Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной) .

3. Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил) .

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Работая с детьми, вы накопили достаточный опыт в использовании дидактических игр, направленных на развитие речи. Сейчас вам предстоит этим опытом поделиться друг с другом.

Практическая часть:Игра «Загадочный мешочек». Для этого педагогам предлагается объединиться в группыи представить им дидактическую игру по развитию речи (выбранную из мешочка).

 
7 марта 2017 в 14:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.