ГБОУ Школа №1373 Старшая группа «Родничок»
Семинар – практикум для воспитателей «Дидактические игры в развитии речи детей». 2014гЦель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме«Дидактические игры для детей дошкольного возраста». План проведения: 1. Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. 2. Условия успешного речевого развития. 3. Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть) . 1. Актуальностью проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. Р. Эмерсон Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Высоким уровнемречевого развития удетей подготовительной к школе группы считается, если дети: - владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания; - умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить; - знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации; - умеют читать. 2. Условия успешного речевого развития. 1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей: - учить детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; -побуждают детей к речевому общению между собой. 2. Воспитатель даёт детям образцы правильной литературной речи: -речь воспитателя четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; -в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета. 3.Воспитательсовместно с учителем – логопедом обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: -следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ; -наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их. 4.Обеспечить детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей: - обеспечить детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; -помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; -обеспечить развитие образной стороны речи (переносный смысл слов) ; -знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами. 5. Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи: -учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; -учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения. 6.Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей: -поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; -организуют диалоги между детьми и со взрослыми. 7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: -стимулируют детей комментировать свою речь; -упражняют в умении планировать свою деятельность. 9. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрять детское словотворчество. 3. Дидактические игры по развитию речи (теоретическая и практическая часть) . Игра обязательно должна присутствовать в детскомколлективе. Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом… Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. А. С. Макаренко Мы видим, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Основные виды дидактических игр: -игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.) ; -настольно-печатные игры; -словесные игры. Структура дидактической игры: 1. Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями) . 2. Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей. Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной) . 3. Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил) . Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Работая с детьми, вы накопили достаточный опыт в использовании дидактических игр, направленных на развитие речи. Сейчас вам предстоит этим опытом поделиться друг с другом. Практическая часть:Игра «Загадочный мешочек». Для этого педагогам предлагается объединиться в группыи представить им дидактическую игру по развитию речи (выбранную из мешочка). 7 марта 2017 в 14:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.