ГБОУ Школа №1373 Старшая группа «Родничок»
Творческий отчет «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Старшая группа. 2014гФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Актуальность работы заключается в следующем: - изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Я определила цели своей работы: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками; - Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности; - Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации. Передо мною были поставлены следующие задачи: - Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования; - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; - Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию; - Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение; - Совершенствовать технические умения и навыки рисования; - Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если: 1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников; 2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности; 3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования; 4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников; 5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей. Работу проводила поэтапно: - на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности. - на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. Были использованы следующие средства: -Совместная деятельность воспитателя с детьми; -Самостоятельная деятельность детей; -Предметно-развивающая среда. Применяла такие методы: -словесные, -наглядные, -практические, -игровые. Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала: - Высокий – 52% - Средний – 38% - Низкий – 10% Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы. Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды. Созданию уголка эстетического восприятия. Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи:— это портрет; — памятники; — сказочно-былинный жанр; — натюрморт; — книжная графика; - пейзаж. Приготовила для детей следующие игры: — «Соедини по линиям и раскрась»; — «Какое настроение?»; — «Составь композицию»; — «Составь фигуру»; — Лото «Народные промыслы»; — Лото «Узнай элемент узора». А так же было создано дополнительно: — гора самоцветов; — составь натюрморт в холодных и теплых тонах; — Русские узоры; — Матрешки. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других. Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками. На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования. С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен». Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Пальчиковая живопись Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Рисование ладошкой Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний. Прижми и отпечатай Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают. Рисование углем Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке. Монотипия Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия. Кляксография Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Набрызг Радость творчества знакома каждому малышу. Трафарет Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Рисование по мокрому Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей: — «Моя любимая сказка»; — «Моя любимая мамочка»; — «Ветвистые деревья»; — «Снег идет», «Ночное небо», «Конфетти»; — «Морозные узоры», «Цветные сны»; — «Лебеди», «Тюльпаны»; — «Мишка», «Вишни», «Ромашки», «Гусеница»; — «Радуга», «Снежинки», «Морские просторы». Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми сочинили сказки и проиллюстрировали их. Создано несколько альбомов сказок выполненных совместно воспитателя с детьми и родителей с детьми. Для родителей подготовила несколько консультаций. А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию. В тесной, дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Путешествие с красками». На котором дети, воспитатель и родители создавали подводный мир, пользуясь нетрадиционными техниками рисования. Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив». Диагностика на контрольном этапе показала: — Высокий – 93% — Средний – 7% — Низкий – 0% Перспектива: 1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования; «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский). 25 мая 2017 в 13:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.