ГБОУ Школа №1373 Старшая группа «Родничок»

Этическая беседа с детьми «Секрет вежливости». Май - 2018г


         В ходе этой беседы воспитатель напоминает детям о том, что об­щаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

— Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева. «Волшебное слово».) А как нужно было произ­нести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься.)

— А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцены из пьесы А. Толстого «Золотой ключик».)

Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте!

Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?

Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино. А что я тебе такого сказал?

Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной го­воришь, что неприятно даже слушать и отвечать. Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Мальвина.Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино. Подумаешь — тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А раз­ве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже на­зывают друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Очень хорошо, Буратино.

Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

— Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже быва­ют грубыми.)

— Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)

— Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за гру­бость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.

Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услы­шать от Вити:

Встретил Витю я, соседа —

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда

Налетел из-за угла!

— Что Витя должен был сказать соседу?

Но — представьте — зря от Вити

Ждал я слова... (извините).

— Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)

— А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.

Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решился попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости в последний раз!»

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

— Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердит­ся, она не взяла его в кино.)

— О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы про­щения.)

— Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Неда­ром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».



 

 


 
21 мая 2018 в 13:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.