«Одеваем детей по сезону (осень)»
Осень, интересная и красивейшая пора. Краски осеннего пейзажа манят своей красотой, хочется побродить по лесу, прошуршать разноцветной листвой, попрыгать по лужам. Врачи физиологи рекомендуют родителям гулять с детьми на свежем воздухе, подготавливать носоглотку к прохладному воздуху, чтобы потом избежать простудных заболеваний. Но и одежда должна соответствовать сезону.
Верхняя одежда в осенний период:
Одежда для прогулок в холодную погоду состоит из трёх слоёв. Одежда должна способствовать нормальному теплообмену и не пропускать холодный ветер через застёжки, воротники, рукава. Осенью и весной, в зависимости от погоды, дети могут надевать байковые или шерстяные трикотажные костюмы, кофточки и рейтузы, демисезонное пальто, плащи. Предпочтительно надевать на ребёнка легкие на одной подкладке комбинезон (лучше не цельнокроеный, а в виде полукомбинезона с курточкой).
Возвращаясь домой с прогулки или попадая с улицы в детский сад, малыш должен приучаться к самостоятельному переодеванию. Поэтому общим правилом и для уличной и для домашней детской одежды дошкольника должно быть, прежде всего, удобство. Никаких шнурков, тесёмок, вычурных пуговиц! Только удобные кнопки и молнии помогут превратить переодевание в увлекательный процесс, который малышу интересно контролировать самому.
Ежедневная одежда для группы:
Одежда для группы подбирается в соответствии с сезоном и температурой воздуха в помещении. В тёплый период года и зимой, когда температура в групповой комнате выше 20 градусов Цельсия, дети носят двухслойную одежду. Второй слой для девочек: платье, сарафан или юбка с различными хлопчатобумажными кофточками. Для мальчиков: рубашка или футболки с шортиками. На ногах – носки или гольфы из хлопчатобумажного трикотажа (как для девочек, так и для мальчиков).
Если температура воздуха ниже 19 градусов Цельсия, то одежда может быть двухслойной, но из тканей, обладающих более высокими теплозащитными свойствами (фланель, вельвет, шерсть и др.), а также может быть трёхслойной (колготки, брюки, кофточки). Подбирая одежду ребёнку, необходимо учитывать одно важное условие – в ней не должно быть тугих резинок, ремней, тесных воротничков и корсажей. В шкафчике каждого ребёнка обязательно должен быть запасной комплект одежды, а именно: трусики, майка, носки или колготки, футболка или кофточка. Одежду желательно промаркировать. Для дневного сна детям рекомендуются пижамы из хлопчатобумажного трикотажного полотна.
ПРОФИЛАКТИКА ОРЗ И ГРИППА
На дворе зима- время, когда дети чаще всего болеют простудными заболеваниями. Поэтому так важно применять профилактические меры для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям.
Любой грипп - это серьезное заболевание, оно ослабляет организм и вызывает осложнения, особенно опасные для детей и подростков.
В связи с угрозой возможной вспышки заболеваний необходимо использовать меры профилактики.
В основном это социальные меры профилактики:
- противовирусные лекарства от гриппа являются существенным дополнением к противогриппозной вакцине при лечении и профилактике гриппа, но не являются заменителями вакцин;
- достаточно хорошим профилактическим средством является оксолиновая мазь, она не имеет противопоказаний, применяется как у взрослых, так и у детей: один - два раза в день смазывают носовую слизистую в течение 20-25 дней;
- для повышения сопротивляемости организма инфекции рекомендуется применять препараты, способствующие повышению иммунитета - сироп из плодов шиповника, а также адаптогены растительного происхождения (настойка аралии, экстракт элеутерококка, настойка и экстракт женьшеня);
- в период эпидемий рекомендуется избегать большого скопления людей, стараться чаще бывать на свежем воздухе, не переохлаждаться, избегать стрессовых ситуаций, угнетающих иммунную систему;
- необходимо помнить, что инфекция легко передается через грязные руки. Специальные наблюдения показали, что руки не менее 300 раз в день контактируют с выделениями из носа и глаз, со слюной. При рукопожатии, через дверные ручки, другие предметы вирусы переходят на руки здоровых, а оттуда к ним в нос, глаза, рот;
- для профилактики в период эпидемий гриппа и простудных заболеваний можно принимать по 2-3 зубчика чеснока ежедневно. Достаточно пожевать несколько минут зубчик чеснока, чтобы полностью очистить полость рта от бактерий. Также положительным действием обладает употребление репчатого лука;
- ежедневное использование в рационе свежих овощей и фруктов позволит повысить общий иммунитет к вирусным заболеваниям, а также значительно облегчит бюджет семьи, по сравнению с затратами на медикаментозные средства.
Будьте здоровы!
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
Фитотерапия — это одна из самых древних медицинских наук. В переводе с греческого она означает лечение травами.
Часто болеющим детям целесообразно назначать лекарственные растения, обладающие следующими свойствами:
Иммуномодулирующими
-фитоадаптогены - корень и корневища элеутерококка, корень аралии, родиолы розовой;
-растения, содержащие природные полисахариды, - корень алтея, лен, ламинария, листья подорожника, мать-и-мачехи и т.д.;
-растения, содержащие антоцианы (природные индукторы интерферона), - плоды аронии черноплодной, черной смородины, черники; трава зверобоя, фиалки трехцветной и т.д.;
-растения, содержащие инулин (корень лопуха, девясила и т.д.), комплекс флавоноидов и витамина Р (кожура лимона, трава гречихи), дубильные вещества, катехины.
Противоаллергическими
- трава фиалки трехцветной, корень солодки голой, трава череды, листья березы и т.д.
Противовоспалительными
- цветки ромашки аптечной, календулы, листья шалфея, эвкалипта, трава зверобоя, душицы, чабреца, тимьяна, плоды аниса, фенхеля, листья мать-и-мачехи, корень солодки голой и т.д.
Отхаркивающими
- плоды аниса, фенхеля, трава душицы, тимьяна, чабреца, корень девясила, листья подорожника большого, мать-и-мачехи, корень солодки голой и т.д.
Седативными
- корень валерианы, трава пустырника, соплодия хмеля, плоды фенхеля, листья мяты перечной, цветки липы, ромашки аптечной и т.д.
Содержащие витамины
- плоды шиповника коричного, облепихи, рябины обыкновенной, черной смородины, аронии черноплодной, листья крапивы, плоды и листья земляники, цветки календулы.
Нормализующие микрофлору кишечника
- корень девясила, трава душицы, тимьяна, чабреца, зверобоя, тысячелистника, цветки ромашки аптечной, листья шалфея, эвкалипта, плоды черники и т.д.
Мочегонные
- листья брусники, толокнянки, трава хвоща полевого и т.д. (при сочетании частой заболеваемости с гипертензионно- гидроцефальным синдромом, почечными, , вареньяметаболическими нарушениями).
Основными лекарственными формами при использовании растений являются настои и отвары, которые обычно готовятся в соотношении 1 к 10
Лекарственное растительное сырье - это высушенные, реже свежесобранные растения или их части, используемые в качестве источника для получения
лекарственных средств.
При использовании лекарственных растений для детей следует придерживаться правила, чтобы фитопродукция была приятна по своим вкусовым качествам и не вызывала у ребенка негативной реакции. Для этого применяются вкусовые добавки в виде сахара, меда (при отсутствии непереносимости), сиропа шиповника, сиропа алтейного корня.
Фиточай с иммуностимулирующими свойствами для часто болеющих детей «Марина»
Корень элеутерококка или родиолы розовой - 1 часть, плоды шиповника коричневого - 2 части, цветки ромашки аптечной - 1 часть, листья мать-и-мачехи - 1 часть, трава фиалки трехцветной –
1 часть.
Методика приготовления: 1 ст. ложку растительного сбора заливают 1 стаканом кипятка. Настаивают в термосе 30 мин, процеживают, отжимают, фильтруют, используют сразу.
Разовая доза: детям до 3 лет - 1 ч. ложка,
с4до 7 лет - 1 дес. ложка.
Давать 3-4 раза в день. К нужному количеству добавлять кипяченую воду до 30 - 50 мл и вкусовую добавку.
Примечание: данный фиточай не следует давать детям перед сном из-за возможного возбуждающего действия адаптогенов.
Фиточай с седативными свойствами «Гоша»
Корень валерианы - 1 часть,
трава пустырника - 1 часть,
листья мяты перечной - 1 часть,
цветки ромашки аптечной - 1 часть,
плоды фенхеля или укропа огородного - 1 часть.
Методика приготовления и дозы те же.
Фиточай для улучшения аппетита «Татьяна»
Корень валерианы - 1 часть, трава пустырника - 1 часть, плоды фенхеля или укропа - 1 часть, плоды тмина - 1 часть, цветы календулы - 1 часть.
Методика приготовления и дозы те же.
Фиточай общеукрепляющий, витаминный «Вита»
Плоды шиповника коричного - 2 части, плоды аронии черноплодной - 2 части, плоды рябины обыкновенной - 2 части, плоды черники - 1 часть, листья крапивы двудомной - 1 часть, плоды малины - 1 часть.
Методика приготовления та же.
Разовая доза: детям до 3 лет - 30 мл, 4-7 лет - 50 мл.
Можно использовать вкусовую добавку.
Игры, способствующие формированию правильной осанки
Встань, как я Цель: Формирование стереотипа правильной осанки. Дети гуляют по залу. По команде: «Встань, как я» - останавливаются, принимая правильную осанку по показу взрослого.
Построй дом. Цель: Формирование стереотипа правильной осанки. Дети гуляют по залу. По команде: «Построй дом» - дети встают к мешочку – пятки вместе, носки врозь, образуя «крышу дома».
Займи дом. Цель: Формирование стереотипа правильной осанки. Дети стоят у мешочка с песком (у дома), сохраняя правильную осанку. По хлопку дети перебегают из дома в дом, встают, принимая правильную осанку. Вариант игры. Убираем один мешочек, один ребенок остается без дома и проверяет, все ли стоят красиво, если нет, занимает место того, кто стоит неправильно, или выбывает из игры.
В домике живут. Цель: Формирование стереотипа правильной осанки. Укрепление мышц туловища и конечностей. Дети стоят у мешочка с песком (у дома), сохраняя правильную осанку. По предложенной команде: «Лошадки», «Пингвины», «Медведи»... имитируют движения животных. Возвращаются в дом, приняв правильную осанку.
Гуляющие черепахи. Цель: Формирование стереотипа правильной осанки. Укрепление мышц туловища и конечностей. Дети идут от старта до финиша с мешочком на голове.
Запусти космический корабль. Цель: обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса. Детям предлагают запустить космический корабль. Взрослый подкидывает мяч вверх. Ребенок повторяет движения взрослого. (5-6 раз)
Мяч покатился. Цель: Развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве, обучение различным приемам игры в мяч. Ведущий раздает мячи, затем катит свой мяч и говорит при этом: «Мяч покатился». Идет за ним и берет в руки. Дети повторяют движения взрослого. Необходимо контролировать правильность осанки, походку детей, носовое дыхание.
Что у нас на ножках? Цель: Укрепление мышечно–связочного аппарата ног и туловища, правильное выполнение команд. Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Ведущий прикрепляет к носочкам разноцветные ленточки. По команде: «Что у нас на ножках?» - ребенок поднимает носки и голову одновременно, смотрит на счет (1, 2, 3, 4), затем медленно опускает голову, потом ноги. Ведущий контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.
По-турецки мы сидели. Цель: Укрепление мышечного «корсета». Ведущий показывает ребенку, как сидеть по-турецки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в строну, напевает:
По-турецки мы сидели,
Пили чай и сушки ели,
Пили, пили, ели, ели.
Еле-еле досидели. Ребенок садиться напротив, повторяет движения и распевает стишок вместе с ведущим.
Рыбки и щука. Цель: Улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости. Дети – «рыбки» лежат на спине, руки вдоль туловища, имитируют движения плавающей рыбки. По команде: «Щуки» - дети переворачиваются на живот, руки под подбородок, пятка вместе. «Щука» ловит зазевавшихся «рыбок».
Дотянись до ладошки. Цель: Формирование стереотипа правильной осанки. В положении стоя, не отрывая ног от пола, предлагается ребенку дотянуться до ладони над головой (1см).
Ежики и лиса. Цель: Укрепление мышечного «корсета». Развитие гибкости. Дети сидят на пятках, голова прямо, плечи отведены назад, руки вдоль туловища. По команде: «Лиса» - «ежики» прячутся, прижимая голову к коленям. «Лиса» ловит не спрятавшихся «ежиков».
Паучки и птицы. Цель: Укрепление мышц туловища и конечностей. По команде: «Паучки» - дети –«паучки», лежа на спине, активно двигают в воздухе руками и ногами. По команде: «Птицы» - «паучки» лежат не двигаясь. «Птицы» ловят добычу.
Солдатики и куклы. Цель: Формирование стереотипа правильной осанки, умения расслабляться. По команде: «Солдатики» - дети принимают правильную осанку. По команде: «Куклы» - опускают голову, плечи, руки; расслабляются.
Мышки и кошка. Цель: Укрепление мышц туловища и конечностей. «Мышки» гуляют на четвереньках по залу. По команде: «Кошки» - убегают в дом. «Кошка», передвигаясь на четвереньках, ловит «мышек».