Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения у крепления здоровья воспитанников. Отдельной образовательной областью в ФГОС выделена область "Физическое развитие" одной целей, которой является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены [ист. 3 с.4] Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят «да» и будут правы. «Чистота приближает человека к божеству» - заметил один европейский социолог. Само слово «гигиена» произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья). Соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни. Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Приучая ребенка к порядку и чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. При формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождение» его в мир взрослых. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия. По мере усвоения культурно-гигиенических навыков переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию, т. е. действия ребенка направлены на самого себя. Освоение культурно-гигиенических навыков влияет и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Это дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих умений и возможностей, а также предпосылки для самоконтроля. КГН направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. Начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности. У него формируется представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки, завязывая бантик или шарфик – свое лицо.
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. Работая с детьми с детьми младшей группы детского, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. По результатам диагностики у детей наблюдается недостаточный уровень гигиенической культуры. Родители не способствуют повышению гигиенической культуры детей, так как не осознают важность проблемы в возрасте трёх лет.
Приведем пример: «Правила поведения за столом»
Стихотворение И.Горюновой «Этикет для карапузов».
Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.
Уважаемые родители начинать прививать азы культуры поведения за столом детям необходимо уже с самого раннего возраста: с 3-5 лет. Умение ребенка вести себя культурно за столом, знать элементарные правила поведения детей за столом и манеры поведения за столом не только служит хорошим примером для окружающих, но и дисциплинирует маленького человека и в других сферах его будущей жизни. Умение вести себя за столом – базис для дальнейшего интегрирования будущей единицы общества в социум и важная привычка, которую надо развивать и всячески культивировать в только формирующемся характере ребенка. Для ребенка школьного возраста должно уже стать нормой такая культура поведения за столом, как умение правильно сидеть за столом, держа прямую осанку и не ставя локти на стол, умение пользоваться основными столовыми приборами. Но что делать, если вы по каким-либо причинам пропустили эти важные уроки правила поведения за столом для своего любимого ребенка? Окриками и подзатыльниками делу вряд ли поможешь. Тогда как помочь своему ребенку быстрей научиться «быть взрослым» за столом? Можно, конечно, изучать с малышом поведение за столом в картинках, можно постоянно напоминать манеры поведения за столом. Но главный ответ очевиден, хотя повергнет некоторых родителей в шок: начинать нужно с самих себя! Если вы, вместо очередной порции упреков в адрес сына или дочери по поводу «кривой спины» и «она и ноги на стол» отвлечетесь от своих дел и действительно уделите внимание общей трапезе семьи, как некому ритуалу, где все должно быть по порядку и на местах, обратная реакция не замедлит себя ждать. Разговоры родителей за столом о своих проблемах, чтение газеты или просмотр телепередач во время еды должны быть исключены из времени на прием пищи самими родителями. Тогда и ваш ребенок подсознательно будет следовать вашим манерам поведения за столом, перенимать их. Так что, уважаемые взрослые, отложите газеты и пульты, когда вы садитесь за обеденный стол.
Уважаемые родители, мы вас попросим накрыть на стол.
Игра «Накроем стол»
А сейчас наши дети научат наших пап и мам накрывать на стол. /3 ребенка читают стихи/
2 ребенка расставляют посуду на стол в определенной последовательности/
- Молодцы ребята! Вы показали, что вы знаете и умеете делать.
/воспитатель везет на грузовике птичку, собачку, кошку, куклу/
- К нам приехали гости и их нужно угостить. Давайте их угостим. Игра «Гости»/Мамы с детьми кормят гостей. Птичку зернышками, кошку молоком, собаку – косточкой, куклу чаем угощают/.
- Наши ребята показали, что они знают и умеют. А мы сейчас проверим знания наших родителей. Игра-презентация «Культура поведения за столом».
- А чтобы вы лучше запомнили все наши советы ознакомьтесь с памятками.
Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков.
«Путешествие в страну Одежды»
Цель: Продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и о правилах ухода за ней. Учить детей самостоятельно снимать одежду в определенной последовательности и аккуратно складывать на стульчик.
Оборудование: картинки с изображениями одежды, обуви и головных уборов.
«Каждой вещи - свое место»
Цель: Закрепить правило «Каждой вещи – свое место». Выяснить, знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.
Оборудование: кукла Света, кукольная и детская одежда.
«Что отражается в зеркале»
Цель: Познакомить детей с понятием «отражение». Рассказать о необходимости использования зеркала человека.
Оборудование: зеркало и ложка.
Игра-экспериментирование «Госпожа зубная щетка»
Цель: Познакомить со свойствами зубной щётки: состоит из маленьких ворсинок, хорошо трет, чистит. Закрепить КГН в ситуации практикования.
Оборудование: зубные щетки для каждого ребенка, тазик с водой, зубная паста.
«Что ты можешь о них сказать»
Цель: Закрепить знания всех предметов личной гигиены (мыло, полотенце, зубная щётка). Поддержать интерес к здоровье-сберегающим предметам.
Оборудование: мыло, полотенце, зубная щётка (картинки).
Чистоплотные дети
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато
Список литературы.
1.Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
2. Винникова , Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир.-М.: ТЦ Сфера, 2009 -128 с.
3.Голицина, И.С. Перспективное планирование в детском саду. 2 –я младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2010.- 36с.
4. Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М. Просвещение, 2006.-208с.
5.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2005-467с.
6 .Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей / Е.Ю. Конина // Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
7. Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей. –М.: Просвещение, 2007.-96 с.
8.Печора, А.В. Развивающие игры для дошкольников / А.В.Печора. – М.: ВАКО, 2008.
8.Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина.- М.: Просвещение, 2006-141с